Философия воспитания и ее специфика

Философия образования породила дочернее направление – философию воспитания. Хотя по своей сути они во многом близки и оба являются промежуточными между философией и педагогикой, однако меж ними существует не только общее, но и особенное, своя специфика.

Философия воспитания в странах Запада весьма популярна. Но, отдавая должное западным разработчикам этого направления, следует все же сказать, что большинством из них философия воспитания рассматривается «как заменитель теории, она стремится непосредственно выходить на практику воспитания, и это придает ей иллюстративный характер».

Свой вклад в теорию философии воспитания внесли и российские ученые. Специальный курс «Философия воспитания» введен для магистрантов и аспирантов, подготовлены программы и учебные пособия. В частности, Международным фондом образования выпущено пособие «Введение в философию воспитания» (1996 г.), автором которого является Б.П. Битинас. В нем автор дает следующую характеристику этому направлению:

«Известно, что общую цель воспитания определяет то общество, в котором это воспитание осуществляется. Однако конкретная постановка этой цели зависит от многих факторов, среди которых ведущим является функционирующее в данное обществе философское понимание сущности человека. Философия воспитания в первую очередь и стремится выявить, как философский идеал, преломляясь в обществе, превращается в цель воспитания и как предопределяет процесс воспитания в единстве с саморазвитием личности. При этом воспитание и саморазвитие личности философия воспитания рассматривает в единстве с социализацией, аккультуризацией личности, с самоутверждением человека в природно-социальной среде, с участием человека в изменении внешнего мира».

Следовательно, основное назначение философии воспитания – анализ воспитательной реальности, или педагогического бытия на фоне общих проблем человеческого бытия.

В период изучения этого предмета аспирантам и магистрантам предлагаются такие темы, как:

  • методы философского анализа воспитания (исторический, рефлексии, лингвистический анализа, логический вывод,
    диалектический метод);
  • онтология воспитания;
  • аксиология воспитания;
  • эпистемология воспитания.

При этом ставятся следующие задачи:

  • раскрытие понятия воспитания во всей его полноте и широте;
  • выявление связи между развитием общества и воспитания, между передачей культурного наследия из поколения в поколение;
  • подготовка личности к полноценной жизни в конкретном  обществе;
  • рассмотрение взаимосвязей между развитием философской мысли и становлением педагогических концепций;
  • идентификация и формулировка основных проблем воспитания;
  • развитие философско-педагогического мышления;
  • создание условий для переосмысления педагогических ценностей быстро сменяющегося мира;
  • обеспечение новых перспектив в развитии науки о воспитании, нацеливание ее на плюралистический подход в поисках новых направлений.

В философии воспитания главенствующей идеей является принцип плюрализма. (Мы же сегодня стандартизируем весь
процесс воспитания, не учитываем индивидуальные особенности каждого воспитуемого, стараемся применять ко всем одни и те же методы воспитания, за что практика нам мстит девиацией (deviance), то есть социальным поведением воспитуемых, отклоняющимся от считающего «нормальным» или социально приемлемым в обществе или социальном контексте.

Сегодня в науке о воспитании ключевым, наиболее спорным вопросом стало соотношение педагогической теории и педагогической практики.

Но, как пишет Б.П. Битинас, «когда мы осознаем, что это не специфический, а общенаучный вопрос, можем более объективно подходить к поиску истины. Яснее становятся такие внутринаучные вопросы, как роль преобразующего эксперимента, проверки истинности научных выводов, построение и обогащение теоретических объектов, решение проблемы теоретического плюрализма и др. Так возникает наша уверенность в возможности познания сложнейших воспитательных реальностей, в постепенном продвижении от частной истины к более общей и последовательном переходе от познанной истины к ее воплощению в практику воспитания».

Думается, все это в полной мере можно отнести и к казахской педагогике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)