Формирование знаний, двигательных умений и навыков
В процессе жизнедеятельности человек овладевает различными двигательными действиями (бытовыми, прикладными и др.). Этот процесс может носить различный характер.
Рационально организованный процесс обучения способствует оптимизации процесса овладения двигательным действием и представляет собой последовательный переход от формирования знаний и представлений о предстоящем двигательном действии к двигательному умению, навыку и двигательному умению высшего порядка (рис. 10).
Степень освоения рациональными двигательными действиями (техникой физического упражнения) зависит от приобретения знаний о сущности, правилах и условиях их выполнения, многократного осознанного выполнения двигательного действия (тренировки). Вначале возникает двигательное умение, затем в процессе совершенствования формируется двигательный навык.
Двигательные умения высшего порядка формируются на основе приобретенных знаний и навыков и выражаются в самостоятельном творческом решении новых двигательных задач.
Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление целостными движениями происходит автоматически, т. е. не требуется специально направленного на них внимания. Действие выполняется осознанно в различной обстановке. В отличие от умения характеризуется слитностью, быстротой, стабильностью и точностью выполнения.
Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах в его применении. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях.
Управление движениями происходит автоматически и обеспечивает оптимальную стабильность при вариативности действия. Формируется на основе приобретенных знаний и двигательного навыка, связано с решением новых двигательных задач. Характеризуется более высокой степенью овладения двигательным действием, возникающей в результате активного мышления и многократного повторения двигательного действия. Двигательное умение высшего порядка является целью обучения двигательному действию.
Формирование двигательного навыка осуществляется согласно следующим закономерностям:
- изменение скорости в развитии навыка;
- отсутствие предела в развитии навыка;
- угасание;
- перенос навыка.
Закономерность изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его формирования.
Неравномерность выражается в сравнительно быстром приросте овладения действием в начале обучения, замедлением или задержкой (остановкой) при дальнейшем освоении навыка. Это вызвано внутренними и внешними причинами. Внутренняя причина связана с приспособительными изменениями в организме (морфологическими и функциональными), которые с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка. Внешняя причина связана с неправильным подбором средств и методики обучения.
Утрата навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется, и после возобновления выполнения действия навык восстанавливается.
Закономерность отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия бесконечно. Это связано с изменением условий выполнения движения, как внешних, так и внутренних, и, следовательно, с возникновением системы повторного выполнения действия (тренировки) для доведения действия до навыка с учетом новых факторов.
Закономерность переноса двигательного навыка. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на формирование других. Это явление имеет существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям и получило название переноса навыков.
Перенос может иметь различный характер:
- положительный (ранее сформированные навыки способствуют формированию новых) и отрицательный (ранее сформированные навыки препятствуют формированию других);
- односторонний (двигательный навык влияет на другой навык, а обратного влияния не обнаруживается) и взаимный (обоюдный – влияние навыков одного двигательного действия на другие и обратно);
- прямой (сразу же, непосредственно проявляющийся) и опосредованный (косвенный, создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового навыка, вначале не обнаруживающегося, а проявляющегося через некоторое время);
- ограниченный (частичный, возникает при большом сходстве структуры изучаемых действий);
- обобщенный проявляется на основе ранее приобретенного навыка, формирования движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним;
- перекрестный (перенос навыков на симметричные части тела).
Новое двигательное умение или навык формируется на основе соединения отдельных частей других, ранее сформированных умений или навыков.
- Этапы спортивного отбора
- Спортивный отбор и спортивная ориентация
- Планирование спортивной подготовки
- Общие положения технологии планирования в спорте
- Характеристика и структура тренировочных циклов
- Основы построения спортивной тренировки
- Виды, задачи, средства и методы психологической, интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Виды, задачи, средства и методы технической, физической, тактической подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Общие и специальные принципы спортивной тренировки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу