Определение функции мотивации на предприятиях промышленного бизнеса

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются ключевыми факторами успеха функционирования предприятия промышленного бизнеса. Основная цель менеджмента промышленного бизнеса — это добиться, чтобы персонал выполнял свою работу наиболее эффективно с точки зрения достижения целей организации.
Одним из способов эффективного управления персоналом является мотивация.

Мотивация, как указывалось ранее, — это совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. В основе движущих сил лежат мотивы.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, характеризуется тем, что:

  1. связано с сознанием человека;
  2. зависит от множества внешних факторов;
  3. заставляет сознательно или неосознанно совершать поступки.

Поведение человека определяется несколькими мотивами, которые находятся в определенном соотношении по степени их воздействия на человека, поэтому такое сочетание необходимо учитывать при осуществлении процесса мотивирования.

Мотивирование как процесс управления — это воздействие на сознание человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Например, у человека явно выражена потребность в самовыражении (проявить свои способности), менеджер должен эту потребность перевести в мотив, то есть мотивировать работника, используя стимулы.

Стимулы выполняют роль рычагов внешнего воздействия, вызывающих пробуждение определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставление возможностей, компенсаций и т. д. (например, деньги, благодарность, признание значимости). На некоторые стимулы реакция человека может не поддаваться сознательному контролю. Стимулирование — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Стимулирование отличается от мотивирования тем, что представляет собой одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Мотивировать человека можно и без стимулирования (оказания внешнего воздействия). Очень важно различать в организации людей, которых следует дополнительно стимулировать и давать больше возможностей для самореализации.

Одним из стимулов является вознаграждение — то, что человек считает ценным для себя. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха, самореализация и т. д.).

Мотивация зависит от потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Менеджеры, работающие за рубежом, должны учитывать то, что существуют отличия в потребностях людей в различных странах, особенно если они находятся на разных уровнях интеллектуального развития.

Мотивация оказывает воздействие на характеристики деятельности человека и выражается через:

  1. усилие, которое затрачивает человек;
  2. старание, т. е. стремление к качественному и производительному труду;
  3. настойчивость продолжать и развивать начатую работу;
  4. ответственность в осуществлении работы с учетом всех необходимых норм;
  5. cтремление человека осуществить действие.

Между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Работник может быть достаточно мотивирован на выполнение работы, но давать результаты хуже, чем менее мотивированный человек. Это объясняет‑
ся множеством факторов: квалификация, способности, правильное понимание выполнения задания, влияние окружения и т. п.

Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему. Ее решение зависит от полноты понимания, знания и анализа ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)