Противодействие незаконным финансовым операциям

Особую актуальность для России в свете глобализации мировых финансовых рынков приобретают риски потери деловой репутации банка в свете неисполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В отличие от других финансовых институтов кредитные организации чрезвычайно уязвимы к проникновению преступных доходов в легальную экономику и иным противоправным действиям. Высокая степень открытости российской экономики и интегрированности национальной банковской системы в мировую финансовую систему усилили ее уязвимость к противоправным посягательствам, рискам криминализации банковской деятельности, и прежде всего легализации через банковскую систему преступных доходов, вкладываемых криминальными структурами в легальные сектора экономики и используемых для финансирования терроризма.

Риск потери деловой репутации банка приобретает конкретное выражение в виде сокращения объемов банковских операций, недополучения доходов и, как следствие, — неспособности банка отвечать по своим обязательствам, удовлетворять спрос на кредитные ресурсы и т.п. Угроза потери деловой репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и других финансовых партнеров, действующих на финансовом рынке.

В современных условиях глобализации экономики и жесткой конкуренции на финансовых рынках российским банкам, предлагающим своим клиентам современное и качественное обслуживание и наиболее полный комплекс услуг, особенно необходима возможность установления и под- держания корреспондентских и партнерских отношений как можно с более широким кругом иностранных банков. Однако в зарубежной практике для установления таких отношений, помимо определенного уровня показателей ликвидности, надежности и размера капитала, необходимо иметь также и хорошую деловую репутацию.

Борьба против таких опасных форм преступности, как отмывание доходов, полученных преступным путем, все в большей степени приобретает интернациональный характер, затрагивает безопасность банковских си- стем не только отдельно взятых стран, но и мировой финансовой системы в целом.

Эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, требует от стран более тесного сотрудничества, прежде всего в правовой сфере. Именно поэтому принимаемые в Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие вышеупомянутую деятельность, основаны преимущественно на международных нормах и рекомендациях.

Точкой отсчета создания международной системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма можно считать 1988 г. В этом году была принята Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических веществ и психотропных веществ, которая предусматривала необходимость развития международных отношений в сфере борьбы с отмыванием денежных средств. Отметим, что именно борьба с незаконным оборотом наркотиков стала основной причиной создания системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

За прошедшие десятилетия международные организации создали развитую и действенную совокупность актов, направленных на противодействие отмыванию «грязных денег», в том числе и через кредитные организации. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, является конвенционным преступлением, что обязывает государства внести соответствующие нормы в национальное право в целях обеспечения национальной юрисдикции.

В числе основных международных нормативных актов следует особо выделить Вольфсбергские принципы и Сорок рекомендаций ФАТФ.
Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем, в частности:

  • банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. При этом конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, определяются по усмотрению самого банка;
  • банк должен ответственно подойти к проверке личности своих клиентов и бенефициаров и работать с клиентами только в том случае, если проверка проведена полностью;
  • банк должен проявлять повышенное внимание к клиентам и бенефициарам, являющимся резидентами и получающим средства из стран, о которых из достоверных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием капиталов или являются странами с повышенным уровнем преступности и коррупции;
  • клиенты и бенефициары, источниками средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег, должны проверяться с особой тщательностью;
  • банк должен разработать документ о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента. При этом необычная или подозрительная деятельность может включать: движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента, операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений, использование счета в качестве транзитного (частые переводы средств по счету).

Необычная или подозрительная деятельность может быть выявлена путем: осуществления мониторинга операций, анализа контактов клиента (встречи, беседы, поездки по странам и т.д.), анализа информации из независимых источников (например, СМИ, Интернет и т.д.), анализа собственной (внутрибанковской) информации об окружении клиента (например, политическая ситуация в стране клиента).

Служащий банка, руководство банка и (или) служба контроля должны осуществлять анализ обстоятельств любых необычных или подозрительных действий. В случае если рационального объяснения найти не удастся, могут быть приняты следующие решения: продолжать отношения с клиентом, обеспечив повышенный контроль; прекратить отношения с клиентом, информировать власти о данном случае;

  • банк должен применять специальную программу мониторинга операций. Основная ответственность за осуществление мониторинга за движением средств по счетам клиентов лежит на персонале банка;
  • банк должен составить программу по обучению персонала, работающего с клиентами, и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращения отмывания денег. В рамках обучения должны проводиться регулярные (например, один раз в год) учебные мероприятия, в том числе по вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной или подозрительной деятельности, информирование сотрудников банка об изменениях в законодательной и нормативной базе, регулирующей вопросы противодействия отмыванию денег. Все вновь принятые сотрудники должны быть ознакомлены с процедурами по предотвращению отмывания капиталов;
  • банк создает и соответствующим образом укомплектовывает независимое подразделение, которое будет отвечать за предотвращение отмывания денег (например, служба комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, юридическая служба).

Вольфсбергские принципы также предусматривают, что предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей должно входить в число целевых приоритетов банковской политики.

Банк должен стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность. Основная ответственность за это лежит на руководстве, служащих банка, отвечающих за работу в этой сфере банковской деятельности.

Другим важнейшим документом, определяющим основы деятельности банков по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, являются

Сорок рекомендаций ФАТФ — документ, разработанный в 1990 г. в целях противодействия использованию финансовых систем в криминальных целях. В 1996 г. Сорок рекомендаций были одобрены более чем 130 странами мира и являются в настоящее время од- ним из основных международных стандартов деятельности финансовых организаций по борьбе с легализацией преступных доходов. В 2001 и 2003 гг. документ изменялся и был дополнен Девятью специальными рекомендациями ФАТФ в части противодействия финансированию терроризма.

В рамках Сорока рекомендаций ФАТФ призвала страны к созданию предпосылок для конфискации прибылей и имущества, полученных преступным путем, и наделению юридических лиц, оказывающих финансовые услуги, обязанностью по соблюдению принципов, способствующих борьбе с отмыванием «грязных денег».

При этом ФАТФ рекомендовала банкам тщательно и осторожно заключать сделки с банками тех государств, где нет соответствующих систем мониторинга по отслеживанию финансовых потоков, с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В феврале 2012 г. утверждена новая редакция Сорока рекомендаций ФАТФ (Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения) и мандат ФАТФ на период до 2020 г.

При этом основные меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ФАТФ концентрирует на следующих ключевых направлениях:

  • оценка рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и реализация подхода, основанного на оценке указанных рисков;
  • уголовно‑правовое преследование лиц, связанных с отмыванием денег (включая обеспечительные меры и конфискацию преступных доходов), финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также соблюдение режима финансовых санкций против указанных лиц;
  • принятие превентивных мер, предпринимаемых государствами, финансовыми организациями, отдельными нефинансовыми организациями и лицами определенных профессий в целях предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия массового
    уничтожения;
  • институциональные меры, а также правовое и материальное обеспечение деятельности правоохранительных и надзорных органов;
  • международное сотрудничество в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В целях имплементации международных стандартов в отечественной правовой системе отдельные элементы риск-ориентированного подхода к банковской деятельности включены Банком России в Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С вступлением в юридическую силу данного документа подход регулятора к формированию кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма перешел из разряда рекомендаций в категорию императивных требований.

Вышеуказанные международные документы в свое время были поло- жены в основу принятых в России нормативных правовых и нормативных актов, регламентирующих деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе:

  • Федерального закона от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Положения Банка России от 19.08.2004 № 262‑П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Положения Банка России от 16.12.2003 № 242‑П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • Положения Банка России от 29.08.2008 № 321‑П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”»;
  • стандартов Банка России по информационной безопасности, а также актов Банка России, носящих рекомендательный характер.

Рассмотрение нормативных актов Банка России в сфере правового регулирования деятельности банков по противодействию легализации преступных доходов неизбежно приводит к выводу, что определенная часть данных документов в силу их рекомендательного характера не может быть достаточно эффективной в условиях подчас формального подхода банков к организации банковского мониторинга, организации работы по выявлению операций клиентов, несущих повышенную степень риска, и применению к таким клиентам соответствующих мер воздействия.

Сложившийся в настоящее время характер осуществления деятельности по противодействию отмыванию преступных доходов, обусловленный значительным процентом обналичивания денежных средств, требует принятия императивных норм, устанавливающих контроль за операциями, проводимыми теми клиентами банка, оборот денежных средств по счетам которых несопоставим с итоговыми результатами их финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим представляется крайне важным адекватное внедрение международно-правовых принципов по вопросам противодействия легализации преступных доходов в систему нормативных правовых актов России, в том числе путем принятия Банком России нормативных правовых доку- ментов, носящих императивный характер. Кроме того, сами кредитные организации в своей деятельности обязаны разрабатывать внутренние документы, направленные на учет и минимизацию банковских рисков.

Так, в соответствии с требованиями п. 1.2.1 Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах кредитные организации обязаны осуществлять деятельность по управлению банковскими рисками, выражающуюся:

  • в выявлении, изменении и определении приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей несения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;
  • постоянном наблюдении за банковскими рисками;
  • принятии мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровня банковских рисков.

В приложении 5 к вышеназванному нормативному акту Банком России изложены рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановлению деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения.

Все вышеупомянутые компоненты защиты рисковой дисциплины и финансовой стабильности в конечном счете связаны с системой регулирования банковской деятельности и надзора за банковской сферой, которая в большинстве стран базируется на государственном авторитете и возможностях государства, а также на авторитете ассоциаций банкиров и их клиентов. И именно в контексте адекватного (требовательного, но достаточно терпимого) надзора за банковской сферой и строится Базельская система банковского надзора.

Таким образом, в результате интегрированности банков в мирохозяйственные механизмы, «многоканальности» связей банков с реальным сек- тором экономики возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным.

Банки стали более уязвимыми к рискам, а последствия кризисов для банков (и для экономики в целом) — более ощутимыми, что и подтверждается негативными последствиями мирового финансового кризиса в на- стоящее время. В современных условиях серьезные и реалистичные выводы о финансовой устойчивости банковской системы, ее безопасности возможны только при учете макроэкономической ситуации, прогнозов ее развития на ближайшую перспективу.

В связи с этим крайне важным является учет макроэкономических аспектов, включение их в «зону внимания» надзорных органов, что соответствует международным нормам, закрепленным в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В условиях либерализации и глобализации экономики необходим интегрированный подход к развитию правового регулирования деятельности банков, их финансовой устойчивости, прежде всего исходя из характера (профиля) банковских рисков, так как несовершенство их правового регулирования усиливает риски, изначально присущие финансовым операциям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)