Сближение национальных законодательств и проблемы унификации и гармонизации

 

Главной особенностью процессов унификации и гармонизации национальных правовых систем является то, что они проистекают одновременно и параллельно на международно-публичном и национально-правовом уровнях. Другими словами, они являются в большей или меньшей степени, исходя из их конкретной ситуации, институтом как международного публичного права (МПП), так и международного частного права (МЧП). Данная тема для автора, исследующего проблемы эволюции международного инвестиционного права, имеет особое значение, поскольку инвестиционные нормы претерпели унификацию и гармонизацию в значительной степени, что будет раскрыто в последующих главах.

С юридической точки зрения современный мир – это прежде всего разграничение национальных правовых систем, действующих в рамках юрисдикции суверенных государств и системы международного права. Отношения между национальными субъектами права внутри государств осуществляются на основе правовых норм, действующих в данном конкретном государстве. Отношения между самими государствами и производными от них субъектами строятся на базе международного публичного права.

В условиях глобализации усиливается межгосударственное правовое сотрудничество, в рамках которого происходит взаимопроникновение различных правовых теорий, учений и взглядов, интенсивный обмен юридической информацией, принятие в результате него согласованных и сходных актов и норм. Это результат усиливающихся интеграционных процессов в правовой сфере.

Интересно
Мировое сообщество и государства признают важность общеправовых принципов и поддерживают сближение национальных правовых систем. Прорыв в создании единообразных норм международного частного права, который произошел на рубеже ХХ и ХХI вв., знаменует собой совершенно новый качественный этап в международных унифицированных процессах.

В связи с этим неуклонно возрастает научный интерес к вопросам международно-правовой унификации. Проблемы унификации и гармонизации национальных правовых систем при их решении упираются в то, что в результате унификации договоров одни государства будут навязывать другим неприемлемые для них модели регулирования тех или иных отношений. Кроме того, правовым системам с точки зрения традиционных учений придание единообразия затрагивает государственный суверенитет.

Процесс сближения национальных законодательств вызван потребностью в совместном решении общих задач и согласованных действиях. Правовое сотрудничество государств означает:

  • выработку общего курса правового развития;
  • осуществление мер по преодолению правовых различий;
  • принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил.

Следует особо подчеркнуть, что направление и объем взаимовлияния внутренних правовых систем зависит от степени однородности регулируемых общественных отношений и их политизированности. Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по уровню экономического развития страны проводят курс на сближение законодательства в течение длительного времени. Сближение законодательства различных стран означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Иногда наряду с этим понятием и даже взамен используются понятия “гармонизация законодательства”или “гармонизация права”.

Гармонизация права – это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. В течение всего исторического процесса развитие внутреннего права государств сопровождалось элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права и получил особую актуальность в наше время.

Стало быть, интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию, процессах: унификации и гармонизации права. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национальных правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация более широкое понятие, потому как сближение осуществляется и за пределами унификации.

Поэтому профессор Г.К. Дмитриева различает гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию, и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. Главное отличие гармонизации права от унификации, по мнению ученого, заключается в отсутствии в этом процессе международно-договорных обязательств. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Кроме международных договоров при осуществлении правовой интеграции и в международном, и в национальном праве используются модельные нормативные акты. Сегодня в литературе ставится вопрос о модельном праве.

Унификация (от лат. unifacere – делать единым) права направлена на создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных, норм во внутреннем праве разных государств. Как известно, правотворчество является исключительной внутренней компетенцией государства, поэтому единственным способом унифицированных норм является сотрудничество государства.

Это дает основание утверждать, что унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств.

Интересно
Унификация как форма интернационализации права выступает разновидностью правотворческого процесса. Главной особенностью этого правотворческого процесса является то, что он происходит в двух правовых системах – в международном праве и в национальном праве государств, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

В данном случае мы ведем речь об унификации национальных правовых систем. Она охватила все отрасли внутригосударственного права. Особенно ярко это проявилось в сфере экономических отношений, что является основным предметом наших исследований.

Интересно
Одним из способов гармонизации права является рецепция – одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, что привело к формированию единой системы континентального права. Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии, еще в советский период Монголия заимствовала Гражданский кодекс РСФСР).

Подобные случаи относятся к стихийной гармонизации, при этом не ставилась цель сближения права. На современном этапе рецепция продолжает иметь широкое распространение. Причем на рубеже ХХ и ХХI вв. она стала целенаправленным способом гармонизации права. Прежде всего это коснулось бывших социалистических стран, в том числе и России, которые применяют этот правовой механизм заимствования для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Особенность рецепции в условиях глобализации отличается тем, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только для перестройки своей правовой системы, но и цель достижения сближения, т.е. гармонизации, своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между ними.

Сближение несходных между собой законодательств преследует двоякую цель: устранить одновременно торговые барьеры и имеющиеся нарушения условий конкуренции, которые могут возникнуть на основе различий в национальных законодательствах и создать в определенных секторах или сферах экономики общие правила.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)