Теоретические методы исследования в педагогике
На всех этапах научной работы при применении любого метода перед исследователем стоит задача глубокого анализа полученного эмпирического материала. В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования.
Истины, которые выявляются методами теоретического исследования, есть теоретические истины, проверяемые непосредственно не опытным, практическим путем, а доказательством. В обосновании теоретических истин практика принимает участие косвенным образом, через истины, уже до того проверенные. Это обусловлено составом данного метода. Если в состав эмпирического метода включаются фиксация фактов, их описание, выявление бросающихся в глаза связей, подведение фактов под принятые схемы-определения, то состав теоретического метода более сложен.
Он предполагает глубокий анализ фактов, абстрагирование от всего побочного, выявление процесса в «чистом» виде, раскрытие в нем существенных закономерностей, объяснение внешнего внутренним, образование моделей, мысленных «конструктов», использование гипотез, теоретических ориентиров-концептов.
При переходе от эмпирического уровня к теоретическому видоизменяется предмет исследования. На этом этапе эмпирически данный объект часто замещается теоретической моделью объекта, конструируются так называемые идеальные, не существующие в реальности объекты.
В «идеальных объектах», замещающих в теоретическом познании эмпирически данные объекты, в «чистом» виде выделяются существенные для исследования элементы и отношения.
К наиболее широко применяемым в педагогических исследованиях теоретическим методам относятся, методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции, моделирования и ряд других.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Классификация методов исследования в педагоге и психологии
- Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Язык и стиль изложения результатов научного исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу