Взаимосвязь объекта и предмета

Чтобы лучше выявить сущность объекта и предмета социологии как науки, необходимо рассмотреть эти важнейшие категории в методологическом аспекте. Глубина научного рассмотрения того или иного явления природы, общества или мышления зависит от уровня и степени развития трех основных элементов, составляющих основу любого процесса познания: объекта, метода и субъекта исследования. В свою очередь степень развитости данных элементов определяется степенью развитости общественных отношений.

Определяющим элементом гносеологического процесса выступает понятие «объект исследования». Чем более развит объект, тем легче вскрыть его сущностные качественные характеристики.

Например, если мы изучаем рабовладельческое общество, то его сущность будет легче выявить не на ранней стадии развития, а в стадии зрелости. То же касается сущности общества в целом. Общество в качестве объекта исследования необходимо брать в его наиболее развитой форме.

Качество метода стремится к соответствию уровню развития объекта. Метод не может быть более развит, чем объект, сущность которого он вскрывает. Метод должен соответствовать сущности исследуемого объекта.

К примеру, методы обучения в начальной школе существенно отличаются от методов преподавания в высших учебных заведениях. В связи с этим приглашение в конце 80-х годов учителей-новаторов в вузы страны методологически было обречено на провал. Таким образом, чем более развит объект, тем сложнее должен быть метод для его анализа.

Связующим звеном в гносеологическом процессе выступает субъект исследования, анализирующий объект с помощью адекватного метода. Но и субъект исследования (уровень его собственного развития) должен соответствовать степени развития научного знания.

Никто, например, не посадит за штурвал самолета человека, прекрасно владеющего лишь методами фехтования или проведения хирургических операций, и т.д. Любое научное открытие всегда есть результат адекватного совпадения всех трех названных элементов.

Следует отметить, что развитие объекта не влечет за собой автоматически появление более глубоких методов познания. Да и развитие субъекта исследования есть очень сложный многогранный процесс, зависящий от множества причин. Диалектика при-чинно-следственных связей и отношений между элементами познавательного процесса выступает базисом для достижения социально значимого результата.

Объект всегда есть отражение окружающей нас объективной реальности. Сущностными элементами этой реальности выступают природа и общество. Поэтому и науки в самом общем виде делятся на науки, имеющие объектом природу, и науки, объектом которых выступает общество.

Таким образом, в самом общем приближении мы можем констатировать факт разделения наук по отражаемому объекту: науки о природе и науки об обществе. Объект есть то, что отличает науки о природе от наук об обществе.

В то же время объект — это форма, объединяющая общественные науки относительно естественных. Сущность отражаемого наукой объекта обуславливает применение со-ответствующих методов.

О. Конт, впервые попытавшийся определить предмет социологии как самостоятельной науки, строго говоря, очертил лишь ее объект — общество и попробовал приме-нить для анализа его сущности законы и методы естественных наук. Для Конта общество, по сути, выступило в качестве объекта естествознания.

В современном научном обществознании под объектом общественных наук в широком смысле понимают общество как органическое целое, существующее объективно и независимо от индивидуального сознания. С.С. Фролов в качестве объекта исследования социологии выделяет «определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или чело-век». Далее автор указывает на важность того, что все эти объекты должны существовать независимо от нашего сознания. В.А. Ядов подчеркивает, что объектом социологического исследования выступает «определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя».

Подобной точки зрения на объект социологии как общественной науки придерживаются А.Г. Здравомыслов, В.А. Вазюлин, Г.В. Осипов, А.И. Елсуков и другие ученые, занимающиеся методологическими проблемами общественных наук.

Следует еще раз подчеркнуть, что понятие «общество» в самом широком смысле является объектом изучения любой общественной науки. На этом уровне рассмотрения вопроса философия, социология, психология, криминология, политэкономия — науки об обществе.

Именно общество как объект исследования отличает данные науки от естественных наук (наук о природе). Объект есть то общее, что объединяет общественные науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)