Характеристика методов исходя из используемой номенклатуры критериев

Существуют прямые методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество  (уровень качества) и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена.

К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев — качество или цену либо другие критерии, которые опосредованно характеризуют качество или отношение качество/цена.

Так, при оценке конкурентоспособности рынков или магазинов одного города можно допустить, что в этих торговых объектах реализуются товары примерно одного качества. Поэтому мерилом их конкурентоспособности является уровень цен.

Не случайно покупатели, сравнивая розничные цены одних и тех же наименований товара, делают заключение — «дешевый рынок», «дорогой магазин».

При отсутствии в номенклатуре продажной цены (при оценке товаров примерно одинаковой стоимости) о конкурентоспособности судят по критерию «качество» («уровень качества»).

Для косвенной оценки потребителем конкурентоспособности ряда услуг (медицинских и туристических, по ремонту и строительству жилища) используется критерий «имидж» (в частности, положительные либо отрицательные отзывы знакомых или друзей, воспользовавшихся услугами интересующих потребителя организаций), по которому опосредованно судят о качестве услуг.

Для косвенной оценки могут использоваться и характеристики, непосредственно не связанные со свойствами товара. Так, в советский период, когда имел место товарный дефицит, такой характеристикой служила информации магазина о том, что конкретные марки товара не продаются в кредит.

Примером опосредованной характеристики «качество — цена» легковых автомобилей может служить степень их угоняемое. Приведем сведения по угону  автомобилей  ВАЗ  в  Москве  в  2001  г.

Данные  были  получены  из расчета отношения числа угнанных машин конкретной модели к численности парка соответствующей модели в городе: ВАЗ-2101 — 2,7%; ВАЗ-2103 – 2,3; ВАЗ-2105 – 2,1; ВАЗ-2106 – 8,1; ВАЗ-2107 – 5,8; ВАЗ-2109 – 17,7; ВАЗ-21099 – 23,5%.

Анализ доли угоняемых машин показал, что повышенной конкурентоспособностью обладают модели ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)