Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров и услуг

Факторы конкурентоспособности глубоко исследованы профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Анализ их действия в условиях России представлен в работах профессора В. П. Оболенского.

Классификация факторов конкурентоспособности дана в табл.

Классификация факторов конкурентоспособности

Выделение факторов по сфере действия достаточно условно. Например, характеристика ресурсов, которой оперируют при оценке конкурентных преимуществ страны, учитывается также при оценке конкурентоспособности конкретного предприятия и товара. Не случайно ресурсы — это один из блоков модели менеджмента качества предприятия.

В настоящей главе рассмотрена характеристика факторов по признакам происхождения и специализации.

Содержание факторов, исходя из их социально-экономической природы. Факторы по признакам интенсивности и характера воздействия специально не рассматриваются.

Как уже отмечалось выше, факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности. Он по существу представляет собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на анализируемую проблему, в нашем случае — на уровень конкурентоспособности.

Одним из этапов данного анализа является отбор факторов. Задача состоит в том, чтобы выявить факторы, оказывающие значительное и очень значительное воздействие на конкурентоспособность, и отсеить малозначительные.

В основу отбора можно положить известный в менеджменте качества принцип Парето. Согласно ему за эффективное управление отвечает небольшое число факторов (около 20%), которые на 80% отражаются на результатах, т.е. на конкурентоспособности продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)