Меры обеспечения подлинности как микрофакторы

Товаропроизводители принимают следующие меры по защите своей продукции:

  • организационно-правовые;
  • технические.

Организационно-правовые меры заключаются в деятельности товароизготовителей против фальсификаторов при поддержке профессиональных объединений и с помощью приглашаемых патентных поверенных.

Очень актуальной мерой является деятельность товароизготовителей, объединенных в профессиональные ассоциации (например, «Российский союз производителей соков», «Российский союз предприятий молочной отрасли», бизнес-ассоциация «Русбренд» и др.).

Типичная практика этих саморегулируемых организаций следующая: вначале в досудебном порядке они пытаются договориться с фальсификаторами; в случае отказа от диалога апеллируют к федеральным надзорным органам и потребительским организациям; при нежелании изготовителя исправить положение обращаются в суд.

Принадлежность изготовителя (услугодателя) к саморегулируемой организации, отражаемая в маркировке товара и рекламных проспектах, — одна из гарантий подлинности.

Целый ряд фирм в целях создания надежной юридической защиты приглашают патентных поверенных, которые могут «вычислить» возможные варианты «паразитизма» и провести регистрацию целого комплекса элементов бренда. Так, компания «Мултон», чтобы подстраховать марку

«Добрый сок», зарегистрировала ряд сходных названий (например, «Добрый сон»), причем тем же шрифтом, что и у оригинала.

Для борьбы с подделкой, уже вышедшей на рынок, существует совокупность мер: подача жалобы в арбитражный суд, Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), судебные органы.

В процессе судебного разбирательства надо доказать плагиатору сходство марки-паразита с брендом «до степени смешения» (термин из Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Так, Екатеринбургской фирме «Калина», выпускающей шампунь «Маленькая фея», удалось в результате судебного разбирательства доказать факт сходства до степени смешения с шампунем «Миленькая фея», выпущенным фирмой в г. Казани.

Технические меры заключаются в использовании товаро-изготовителями различных элементов защиты своей продукции: оригинальная форма тары, лазерная гравировка и пр. По совокупности применяемых элементов защиты предприятия алкогольной промышленности соревнуются между собой «за первые строчки в рейтинге защищенности».

Примером технических мер является разработка оригинальной конструкции тары (бутылок, флаконов, пробок) при освоении новой алкогольной продукции, духов и пр.

Главное требование к техническим мерам — это создание условий, когда стоимость подделки продукции будет приводить к экономической нецелесообразности производства и реализации поддельных товаров.

С каждым годом потребитель предъявляет все более строгие требования как к подлинности товара, так и к уровню его защиты от подделки.

В ответ на эти требования производители создают все новые и более сложные схемы защиты. Так, украинский завод «Хортица», позиционирующий свою продукцию как алкоголь абсолютного качества, ввел стандарт защиты

«Степень абсолютной защиты», в частности: каждой единице продукции присваивается идентификационный номер; бутылка оснащается оригинальным саморазрушающимся колпачком с дозатором; на этикетке, изготовленной по специальной технологии, создаются переливающиеся блики; в стекле бутылки имеются особые грани: наносится дата розлива на колпачок и бутылку в одной плоскости.

К техническим мерам также относится обеспечение торговых организаций приборами и инструкциями, позволяющими обнаружить подделку.

Так, в 2000 г. хорватская фармацевтическая компания «Плива» («Pliv») — разработчик антибиотика «Сумамед» — поставляла в аптеки небольшие приборы — «верификаторы», позволяющие отличать подделку от оригинала.

Применение прибора позволило отказаться от подделок, но не могло не отразиться на розничной цене препарата. По существу, покупателям пришлось оплачивать борьбу с фальсификаторами.

Другим примером использования инструментальных методов для идентификации фальсификата может служить создание дочерней компанией «ДТТ» фирмы «Дюпон» портативного прибора «Brend Scan», который позволяет моментально определять содержание или отсутствие эластановой нити «Лайкра» в материалах одежды.

Для идентификации подлинности начинают широко применяться радиочастотные идентификаторы (маркеры) — RFID (Radio Frequency ID). Эти устройства необходимы для идентификации объекта на расстоянии посредством радиоволн.

В 2003 г. компания «Джиллетт» («Gillette») стала первой крупной компанией, которая заказала 500 млн единиц радиочастотных ярлычков-микрочипов и провела их испытание в сетях магазинов «Tesco» и «Wall-Mart». Повышенная активность компании объясняется тем, что из-за подделок ее продукции она вынуждена была в 2000 г. закрыть несколько своих заводов.

По заказу Московского завода «Кристалл» специально для бренда «Путника» разработана, запатентована и внедрена уникальная декорация колпачка, обеспечивающая (по мнению заводчан) беспрецедентную гарантию защиты продукта от подделки.

На колпачок с выдвижным трубчатым дозатором специальным способом нанесена высококачественная многослойная пленка с голографическим изображением надписи «Путинка R».

Этот способ применялся только в банковской сфере (при изготовлении пластиковых карт). Рассмотрев меры по обеспечению подлинности, необходимо еще раз подчеркнуть тот факт, что степень защищенности становится одним из главных конкурентных преимуществ.

При постановке нового товара на производство должна быть продумана его надежная «антипиратская» защита. Разработанные изготовителем защитные меры будут эффективными тогда, когда изготовление «качественной подделки» для фальсификатора станет экономически невыгодным.

Свидетельства подлинности. В стране начали создаваться специализированные организации, обеспечивающие производителям защиту рынка их продукции от фальсификата.

Примером является ОАО «Агентство-Служба по борьбе с фальсификацией (СБФ)». Правовой основой ее деятельности является договор с производителем об информационном сопровождении сбыта продукции.

В основу стратегии деятельности СБФ заложены запатентованный способ идентификации любой единицы товара, оригинальная информационно- справочная технология защиты товаров от подделки и рынков сбыта от фальсифицированной продукции, обеспечение обратной связи с потребителемпродукции и осуществление мониторинга рынка по проблемам фальсификации. Указанные меры повышают привлекательность и конкурентоспособность товара.

Подтверждение подлинности может осуществляться непосредственно и опосредованно.

Непосредственным свидетельством подлинности являются: сертификаты соответствия; сертификаты подлинности, выданные дистрибьюторам; сертификаты страхования подлинности, выданные аукционными домами на произведения искусства; сертификаты соответствия на ювелирные изделия; специальная и защитная маркировка, защищенные знаки подтверждения оригинальности товара, акцизные марки, маркирование регистрационным знаком и пр.

В рамках добровольной сертификации ювелирных изделий каждый экземпляр получает сертификат по результатам специальных физических и микроскопических испытаний с целью идентификации.

Для массового покупателя свидетельством конкурентных преимуществ являются такие принимаемые товаропроизводителем меры, как специальная и защитная маркировка, описанная в работе; защищенные знаки подтверждения оригинальности товара (например, знаки на женских колготках «Леванте» («Levante»), игрушках «Лего» и пр.); акцизные марки (на алкогольную продукцию, табачные изделия). Аудио-, видео- и компьютерные программы маркируются регистрационным знаком.

Указанная маркировка необходима для предотвращения нарушения авторских прав, пресечения продажи продукции низкого нравственно-этического содержания, в частности пропагандирующей насилие и порнографию.

Регистрационные знаки имеют индивидуальный номерной код и должны обладать защитой от несанционированного воспроизводства и саморазрушаться при попытке переклеивания.

Размещают знаки или на непременно повреждаемом при вскрытии упаковки участке продукции, или непосредственно на самом носителе информации или на этикетке, если она является неотъемлемой частью экземпляра продукции.

Защитные знаки наносятся также на товаросопроводительные документы (сертификаты соответствия, гигиенические и санитарно-эпидемиологические заключения).

Опосредованным свидетельством подлинности служат коллективные знаки на таре, статус эксперта, подтверждающего подлинность товара, место продажи товара.

На таре многих товаров, преимущественно продовольственных, проставляются коллективные знаки союзов, ассоциаций и иных добровольных объединений.

Роль статуса эксперта (экспертной организации) можно проиллюстрировать на примере идентификации антикварного изделия.

В искусствоведении эта процедура    называется    атрибутированием. Для покупателей, особенно коллекционеров, приобретение произведения искусства является формой сохранения сбережения и часто увеличением в будущем своего капитала.

Поэтому очень ценные предметы искусства, атрибутированные в известных международных исследовательских центрах, крупных аукционных домах, будут стоить заметно дороже, чем если бы их атрибутирование провели эксперты одного из многочисленных антикварных салонов.

«Новым» коллекционерам проще покупать антикварные вещи в аукционном доме, Всероссийском антикварном салоне и других открытых заведениях, нежели заводить знакомства в среде антикваров, которая, по мнению большинства, является закрытой и опасной.

Например, в крупном российском аукционном доме «Ге-лос» экспертизу раритетной картины в ряде случаев проводят на трех уровнях:

  1. подтверждение подлинности (а следовательно, ценности) и примерной стоимости экспертом «Гелоса»;
  2. визуальный анализ картины и сравнение с эталонными образцами экспертами одного из известных музеев;
  3. спектральный анализ (при необходимости) для определения времени создания.

В сложных случаях приходится обращаться к искусствоведу, который считается в России наиболее компетентным по данной стране и данному периоду для определения авторства или школы.

Например, для установления подлинности пасхальных яиц Фаберже приглашали научного сотрудника Эрмитажа М. Лопато, крупнейшего специалиста по этим произведениям искусства.

Специалисты «Гелоса» гарантируют 100%-ную подлинность продаваемых монет. Экспертиза проводится в отделе нумизматики Государственного исторического музея, а в наиболее трудных случаях осуществляются сложные лабораторные исследования, в том числе спектральный анализ.

Что касается картин, то 100%-ную гарантию подлинности не могут дать даже на аукционах «Сотбис» и «Кристис», на которых работают лучшие эксперты. В связи с этим в течение пяти лет после покупки владелец коллекционного изделия в случае обнаружения подделки может вернуть его и получить деньги.

Покупатель может избежать приобретения фальсифицированного товара двумя путями: обратиться за выбором к продавцу, которому можно доверить экспертизу товара, или самому стать экспертом. Большинство избирает первый путь.

Производители часто реализуют свою продукцию через магазины, являющиеся их официальными дилерами.

Например, три московских магазина по продаже кондиционеров ООО «Спецтехнология» имеют сертификаты пяти зарубежных фирм («Шарп», «Делонже» и др.), подтверждающие, что ООО «Спецтехнология» является их дилером.

В московской мелкорозничной сети «Товары для здоровья», торгующей биодобавками, на упаковке указывается торговая марка «Биодар», удостоверяющая подлинность товара.

Таким образом, место продажи товара в большинстве случаев определяет вероятность приобретения подлинных изделий.

В заключение отметим, что подлинность по своей социальной значимости сходна с безопасностью: как характеристика пищевого продукта, косметического средства является свидетельством его безопасности для жизни и здоровья потребителя, а как дорогостоящего изделия — имущественной безопасности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)